Я однажды спросил у хорошего китайского мастера, что такое энергия Ци. Он ответил, что это способ эффективного использования тела. Если ты правильно делаешь движения, геометрия тела у тебя правильная, то у тебя и с Ци все хорошо. Визуализацию Ци придумали европейцы, чтобы им было понятнее. А цигун – это вообще новодел второй половины двадцатого века. Китайцы вообще люди чрезвычайно предприимчивые и практичные. Они хорошо чувствуют спрос и умеют на него реагировать. Как только «белые дьяволы» стали интересоваться «чудесной энергией Ци» им тут же предложили цигун. В старых системах был нейгун – внутренняя работа. И это совсем другая история. Например, в годзю рю нейгун – это сан чин. И последнее, о чем будет говорить хороший учитель – это об энергии Ки. Зато очень много внимания будет уделяться «связанной» работе тела, понятию центра, способам управления этим самым телом и способам поиска наиболее эффективного движения. Для меня Ки – это эффективное использование своих природных ресурсов.
У японцев есть выражение: "Ки о цкетте". По смыслу оно значит "Береги себя". Но в прямом переводе это "Сохраняй свое Ки". А еще “Генки деска” – выражение, которое можно перевести “Как твои дела”, в дословном переводе означающее “Как твой источник Ки”. Теперь представьте себе, что мы живем в обществе, в котором постоянно говорят: "Ки свое береги!" – а при каждой встрече интересуются состоянием источника этого самого Ки. И в это общество приходит какой-то чужак и спрашивает: "А Ки — это внутренняя энергия, да?" Это примерно то же самое, как нас, говорящих "Будь здоров", спросить: "Объясните эзотерическое значение понятия "здоров""?
К чему я веду? В Азии Ци или Ки — это абсолютно обыденное понятие, которое лишено какой-либо мистики, эзотерики. Люди, которые его используют, не очень над ним задумываются. Для них Ци — это Ци, а "внутренняя энергия" – это какая-то хрень, которую европейцы добавили к нормальному, качественному понятию Ци. При этом мы сейчас не рассуждаем о философских или медицинских категориях, а остаемся в контексте боевых искусств. Если навык синергетической работы тела освоен, то все движения становятся наполненными. Это сразу видно. И это именно то, что отличает новичка от Мастера. Мастер живет внутри каждого движения, а новичок занимается хореографией.