Во всех школах каратэ есть строго упорядоченные комплексы движений — «ката». Эти последовательности движений являются своеобразными матрицами. Внутри этих матриц заложен определенный набор способов управления телом. Именно управления телом, а не приемов.
В применении к практике ката бункай — не более чем иллюстрация способа управления телом в приложении к противнику. В школе Годзю рю все ката делятся на два типа: хайшо («закрытая рука») и кайшо («открытая рука»). В ката группы хайшо, в частности, отрабатывается совершенно особая структура тела, позволяющая генерировать так называемое «внутренне усилие».
Возьмем для примера одну из базовых ката Годзю рю — ката Сан чин. В ней, кроме определенного набора движений, используется особый тип дыхания и особая форма концентрации внимания. Представьте себе, что буквально от каждой клеточки вашего организма в направлении к единому центру идет тонкий тросик. У обычного человека все эти тросики расслаблены, провисают. Он «разобран». Чтобы совершить даже простое действие ему надо задействовать сложную последовательность «включений» разных частей тела. Практика Сан чин учит тому, как можно все тросики туго-туго натянуть. Что это дает? Предельную фокусировку, собранность, центрированность. Тебе достаточно изнутри как бы потянуть за любой из тросиков, чтобы получить мощнейший импульс, который может реализоваться в движении. Теперь представьте себе человека, который научился собирать всего себя в одной точке и при этом умеет полностью контролировать свое тело. Он становится эффективным «механизмом» способным генерировать силу без значительных усилий.
Наступает этап кайшо ката, которые учат способам приложения этой силы. То есть способам приложения вот такого метода управления телом в бою. В результате мы имеем невероятно эффективную систему поединка, не зависящую от антропометрических данных бойца. Например, если говорить про вес — это как разница между ударом 30 килограмовым мешком с мукой (тоже неприятно)) и 30 килогарммовым копьём направленым умелой рукой точно в цель. К сожалению, тех, кто умеет правильно преподавать ката все меньше. Я все чаще вижу, как эта практика превращается в некоторых школах, в бессмысленные танцы абсолютно оторванные от поединка и порождающие разговоры про неэффективность и устаревшие техники. Хотя, как может устареть умение эффективно управлять своим телом?