Почему занимающихся каратэ очень много, а настоящих, признанных мастеров невероятно мало?

Действительно каратэ, на сегодняшний день – один из самых массовых видов любительского спорта. И в самой этой фразе уже скрыт ответ на поставленный вопрос.

Дело в том, что каратэ – это не спорт. «Конечно не спорт», – скажут мне многочисленные посетители не менее многочисленных Додзё, – «это ПУТЬ, который ведет к познанию себя, самосовершенствованию и открытию энергетических чакр». Мантра про путь – дело хорошее. Но что стоит за этими прекрасными словами? Почему подавляющее большинство посещающих тренировки по каратэ так и остаются «физкультурниками в белых пижамах»? В свое время замечательный Окинавский мастер и последний из живых учеников, Тсёдзюна Мияги, – Арагаки Суичи сказал мне: «Человека, переступившего порог Додзё отличает от обезьяны то, что он не просто копирует движения Сэнсея, но внимательно слушает свое тело и пытается понять, что с ним, в процессе этих движений происходит!»

Одна из самых серьезных ловушек каратэ – это принятый на Окинаве метод обучения, который прекрасно характеризует местная максима «Каратэ не нуждается в словах, каратэ нуждается в практике».

Передача знаний происходит от человека к человеку в самом прямом смысле этого слова, по принципу «делай как я». Окинавский Сэнсей не будет «толкать речи» на тему необходимых внутрителесных переживаний. Он будет выполнять технику. Хигаонна Сэсней как-то сказал мне, что если ученик не может понять технику без дополнительных объяснений – она ему не нужна.

А понять есть что! Ведь каратэ – эта сложнейшая система поиска максимальной эффективности в использовании собственного тела. Эффективности, которая не приемлет ничего лишнего, перенапряженного, закрепощенного. Эффективности подвижной, трансформирующейся в моменте, гибкой и хлесткой.

И чтобы понять эту эффективность на тренировках необходимо много потеть и много думать. Нужно не просто выполнять назначенное Сэнсеем количество ударов, но и внимательно прислушиваться к тому, что происходит с телом в данной позиции и в данном упражнении. Самое главное, что хороший учитель всегда видит процесс такого исследования и в нужный момент обязательно подтолкнет в верном направлении к обоюдной радости. Это и есть традиционный путь обучения.

При отсутствии такого самоанализа мы имеем тысячи красных от натуги людей в белом, которые старательно выполняют ката и кихон, однако абсолютно пустые по содержанию. Они покидают тренировку, довольные количеством пролитого пота и ощущая удовлетворение от тяжелой работы, абсолютно забывая про каратэ до следующей тренировки. Это тоже путь. Но если мы говорим про эффективность и мастерство – то на этом пути тренировка не заканчивается никогда. Это совсем не просто - это очень самоотверженно. Именно поэтому настоящих мастеров единицы!