Даны в каратэ – зло или благо!

Во времена зарождения каратэ в нашей стране вокруг этого боевого искусства сложилось масса легенд и мифов. Согласно одной из них – обладатель черного пояса обязан был демонстрировать феноменальные способности и кондиции. Прошло время, каратэ перестало быть чем-то таинственным и закрытым, японские мастера стали приезжать к нам и соотечественников, обладающих высокой степенью ДАН стало по настоящему много. И многие из них, ничем не отличаются от обычных людей, порой настолько, что все чаще раздаются голоса о формальном и даже коммерческом подходе в присвоении данов. Как понять даны в каратэ – это зло или благо?

Японская Дан система как оценка профессионального уровня была изобретена не мастером боевых искусств, а профессиональным игроком в «го» Хонъимбо Досаку. Наличием данов и ученических ступеней кю единоборства обязаны создателю Дзюдо Дзигоро Кано. Первыми, кому в 1883 году были присвоены даны в Дзюдо были ученики мастера Кано: Сиро Сайго и Цунэдзиро Томита. В Окинавском каратэ система данов появилась еще позже – в пятидесятых годах двадцатого века и я считаю, что она способствовала развитию каратэ и прогрессу адептов этого боевого искусства.

Во-первых, оценка ступеней мастерства могла возникнуть только в методически состоявшейся системе. И в таком случае ее отсутствие говорит не столько о некой сокровенной передаче, а скорее об отсутствии понятных критериев такой оценки.

Во-вторых, наличие экзаменов на даны и кю вносили в тренировки элемент цикличности, поскольку перед экзаменом интенсивность тренировок и уровень проработки и повторения материала значительно возрастал так как соискатель обязан был подойти к дате грейда на пике как техническом так и кондиционном.

Что касается равенства между черным поясом и суперменом, то это специфика развития каратэ именно в нашей стране. Японские мастера боевых искусств чаще всего говорят о том, что «кю» - это школа, а даны – университет. Как в свое время сказал мне Суичи Арагаки Сэнсей: первый дан – это уровень, когда наставник начинает тебя замечать в додзё! :)

В середине 20 века перед мастерами каратэ встает задача ассимиляции этого боевого искусства к реалиям японского общества того времени. Еще жива память о запрете американского оккупационного правительства на занятия практически любыми видами японских боевых искусств. На первый план выходят задачи реабилитации национального самосознания. В этих условиях, все усилия по популяризации этого единоборства проходят под лозунгом каратэ – это в первую очередь система воспитания! В этих условиях основным критерием получения дана становится не только знание определенного набора техник, но в первую очередь наличие определенного стажа занятий.

Необходимость иметь определенный стаж занятий для сдачи экзамена – это то, что чаще всего критикуют отечественные практики боевых искусств. Но давайте попробуем посмотреть на это с другой стороны. Если посмотреть на необходимые сроки поучения данов и требования к ним – становится понятным, что соискатель должен, как минимум, регулярно тренироваться на протяжении многих лет. Высоких данов достигают, только по-настоящему преданные фанаты, прожившие жизнь в своем стиле. Минус этой системы – фактически отсутствие внутренней конкуренции среди черных поясов. Ты можешь быть мега бойцом, демонстрирующим великолепную технику и при этом, ты будешь получать даны с той же скоростью, что и крепкий середнячок. Отсюда жалобы на Японских мастеров, который !!!! внимание!!!! раздают даны.

По этому поводу хотелось бы сказать следующее:

1. Японское общество чрезвычайно ортодоксальное и традиционное. В нем возраст имеет ОГРОМНОЕ значение! Например, мужчина становится взрослым только после 60 лет. То есть человека моложе 60 с высоким 9 или 10 даном, с точки зрения Японца – явление абсолютно невозможное. И чем дольше я живу на свете, тем более склонен с этим согласится. Ибо с годами, как минимум, появляется более трезвый взгляд на окружающую действительность. Но самое главное, в отличии от нашей страны, в Японии высокий дан – это не только признания узкого круга людей посещающих данную школу боевых искусств. Это уважаемый человек пользующийся авторитетом среди сограждан.

2. Теперь вернемся к вопросу «раздачи» данов японскими мастерами. В связи с этим возникает вопрос - когда экзамен сдает заведомо слабый ученик, единственное достоинство, которого – отбытый на тренировках срок, чья это ответственность? Японского мастера, который принимает экзамен, или инструктора, который его выставил на экзамен? Что мешает трезво оценить уровень своего подопечного? Что мешает собраться старшим ученикам и объективно отсмотреть кандидатов на экзамен, прежде чем выставлять их перед мастером?

За все время, что я преподаю каратэ – я, как и мои товарищи, не присвоил НИ ОДНОГО ДАНА, хотя обладаю этим правом много лет. Все мои ученики сдают экзамены топ инструкторам нашей организации. Подавляющее большинство на Окинаве Морио Хигаонна Сэнсею. За 18 лет преподавания Годзю рю каратэ я воспитал 24 чёрных пояса. Мне не стыдно ни за одного из них.