Что такое Кихон (базовая техника) в каратэ, что он из себя представляет и зачем он нужен?

Кихон в Каратэ.

Как это ни удивительно, но кихон (базовая техника), в том виде, в котором он существует в современном каратэ – штука для этого самого каратэ новая и появился он в этом боевом искусстве не так давно. За 14 лет посещения Окинавы я не раз слышал от почтенного возраста мастеров, что в их молодые годы никакого кихона в виде отработки одиночных ударов, блоков, передвижений и их простейшего комбинирования не было. А в качестве базовой техники рассматривалась наработка ката Санчин, работа с предметами ходзе ундо, укрепление конечностей удэ танрен и тела таи атари.

В качестве источников появления того кихона, который мы видим сегодня в каратэ называют японские школы кендзюцу и европейские системы физического воспитания, вошедшие в моду в Японии конца 19-го – начала 20-го века. Впрочем, независимо от того, что стало источником появления такого раздела, как идо и соноба кихон ги дзюцу в каратэ его влияние на формировании методики преподавания этого единоборства трудно переоценить. К сожалению, как всякая методика, без должного понимания целей и задач, кихон часто вырождается в подобие странной гимнастики. В результате мы видим людей в белых каратэ ги, которые с выпученными глазами и красными лицами месят воздух искренне веря, что количество неправильно выполненных движений, когда-нибудь перейдет в качество шмертельного поединка. Позволю себе поделится своими наблюдениями относительно кихон ги дзюцу в Годзю рю каратэ, его значении и этапности овладения.

Для годзю рю, по-прежнему, корневым базовым и системообразующим упражнением является ката Санчин. Ката Санчин – это объединение тела в едином центре - танден - и умение этим телом из этого центра управлять. Кихон, в том виде, в котором он сегодня существует в школе, стал великолепным упражнением, предшествующим практике Санчин, в первую очередь благодаря тому, что знакомит занимающегося с этим самым центром и учит простейшим способам его контроля. Апофеозом изучения кихон становятся кихон ката Гекисай дай ичи и Гекисай дай ни, являющиеся, фактически энциклопедией базовй техники. Но самое главное, и в этом несомненно проявился гений Мияги Сэнсея, как методиста, ката Гекисай это потрясающее упражнение, для работы с контролем центра тяжести. Дело в том, что при правильном исполнении ката группы Гекисай центр тяжести всегда находится ровно в центре позиции, независимо от того, наносите вы удары руками, ногами или передвигаетесь. Таким образом, ученик овладевший основными этапами базовой техники и на хорошем уровне понимающий принципы ката Гекисай подходит к изучению принципов ката Санчин с хорошим пониманием возможностей своего тела с точки зрения конроля центра тяжести и его использования.

Непосредственно в изучении Кихон я, исходя из своего опыта, выделяю следующие этапы:

1. Хореография. На этом этапе речь идет не только об изучении рисунка движения, но и оптимизации этих самых движений. То есть работе с такими траекториями движений, которые позволяют достигать максимальной эффективности в плане приложения заложенных в этих движениях усилий.

2. Баланс. Речь идет о синергии передвижений, а также базовых атакующих и защитных действий при полном контроле центра тяжести на каждом этапе выполнения упражнения.

3. Гравитация. Овладев базовой хореографией и познакомившись с собственным центром тяжести ученики знакомятся с возможностью использовать в передвижениях и базовых технических действиях силу тяжести и принципы «контролируемого падения». На мой взгляд этот этап один из самых важных, поскольку позволяет максимально оптимизировать технику и дает представление о том, что источником силы и скорости является не только мышечное усилие. И это каратэ в его сути!

4. Сила. Этот этап, когда синергия объединенной работы тела приводит к скорости, равновесию, точности и мощи движений!

P.S. Кстати, судя по тому, что я слышал от мастеров Окинавы, еще одним заимствование в Окинавском каратэ является практика Мокусо. Например, по словам Суичи Арагаки Сэснея, в его молодости, тренировки начинались без необходимости садится в Сейдза. Ученик стоя кланялся мастеру соеденив руки в подобии намастэ и приступал к практике.