Я очень часто слышу об особой философии каратэ. Она звучит в вопросах пытливых неофитов, возникает в публикациях отечественных Сэнсеев и красной строкой проходит в сетевом творчестве людей, которые каратэ никогда не практиковали, но с удовольствием о нем пишут. Среди вариантов происхождение и сути этой философии называют: буддизм в версии дзен, вездесущих самураев с их бусидо и некие экзотические, психоэнергетические и конечно же глубоко трансцендентальные практики.
Если источником появления в системе каратэ всех разновидностей эзотерики являются психические отклонения авторов подобных теорий различной степени тяжести, то с самураями и дзен все не так просто.
_____________________________________________
Для начала возьму для себя смелость, что с точки зрения философии есть два каратэ: изначальное Рюкюское (Окинавское) и выросшее из него, но в силу объективных причин развивающееся по своему собственному пути – Японское.
_____________________________________________
Если говорить про Окинаву. То здесь никогда не было ничего подобного Японским самураям и как следствие никакого «Бусидо» и его специфических ценностей. Самураи в Окинавской истории появляются только в 17 веке, при обстоятельствах, никак не способствовавших проникновению их идей в Окинавское общество. Что касается дзен, то основная религия Окинавцев – анимизм – вера во множество духов, которые «курируют» различные сферы жизни Окинавцы. Например Бунагайя – магические существа, которые, по легенде, живут в Окинавских лесах Янбару. Классический Буддизм появился на Окинаве достаточно поздно и не получил широко распространения. А первый центр по изучения и практике дзен был построен на Окинаве только в 50-х годах двадцатого века. Зато на Окинаве было нечто другое. В силу определенных исторических причин здесь сложился уникальный образ жизни, который, в значительной мере повлиял на место каратэ в Окинавском обществе.
Окинава - это маленькое островное государство, которое в силу уникального географического положения оказалось на пересечении основных торговых путей Азии. С одной стороны это приносило существовавшему здесь королевству Рюкю стабильный доход, с другой вызвало неподдельный интерес более сильных соседей. Результатом этого интереса стало то, что Окинава на протяжении всей своей истории находилась в вассальной зависимости от соседней сильной империи. А в течение почти двухсот лет от двух государств: Китая и Японии, которым платила дань. Причем, когда одному из них, а именно Японии, это надоело, Окинава автоматически перешла в статус японской территории. Добавьте сюда регулярные кровавые набеги пиратов Мако, битву за Окинаву во время второй мировой войны, во время которой погибла треть населения островов, ставших заложниками чужих политических разборок и вы поймете, что все это не лучшая среда для возникновения национальной гордости и самосознания. Зато это прекрасная почва для понимания ценности жизни и путей выживания. Вот почему на Окинаве, фактически главной национальной идеей, в отличии от Японии с ее почитанием божественного Тэнно (на Окинаве почти 500 лет король назначался Китайским императором) и национальным патриотизмом, стало выражение «Нучи ду таккара» - главная ценность – жизнь! Именно она легла в основу возникшего здесь уникального образа жизни – Икигай. И именно Нучи ду таккара стала той самой философией Окинавского каратэ. Каратэ стало той самой оптимальной системой выживания отдельного индивидуума в условиях транзитного государства, где постоянный поток самой разношерстной публики через порты обеспечивал не менее постоянный источник различных конфликтов, при этом защита и контроль соседней империи наряду с высоким уровнем жизни исключали необходимость участия в этих конфликтах оружия на постоянной основе. Не зря мастера, которые изучали в Китае как оружейные, так и безоружные техники на Окинаве никогда не преподавали оружие.
Но умения постоять за себя и своих близких не объясняет почему каратэ, фактически рукопашный бой, не только сохранилось на Окинаве, но и стало ни много ни мало ядром Окинавской культуры, а мастера каратэ важнейшими и уважаемыми членами Окинавского общества.
С формированием идеи ценности жизни и ее сохранения у каратэ появилась еще одна важная функция, которая со временем приобрела характер основной и обеспечило этой системе свое место в современном мире. Жизнь показала, что помимо выживания непосредственно в поединке, практика каратэ дает своему адепту еще один невероятно важный benefit – цельность и проистекающую из нее силу. Вся система воспитания в каратэ, фактически представляет собой поиск способов объединить тело в едином центре и из этого центра им управлять. Это происходит только в следствии регулярных, системных изнурительных тренировок, которые фактически «перепрограммируют» двигательную матрицу занимающегося, включая «центральный компьютер». В результате мы получаем человека, который лучше контролирует себя в критических ситуациях, умеет ставить цели, не обращая внимание на «информационный шум» и, что немаловажно, эти цели достигать! С точки зрения философии «Нучи ду таккара» мы получаем человека, который умеет защищать главную ценность каратэ – собственную жизнь и жизнь близкого человека во всех аспектах бытия: от непосредственного столкновения до обретения цели этой жизни – личного счастья!
Но как быть с высказыванием известного мастера Японского каратэ Сётокан – Микио Яхара, который сказал:” У каратэ нет философии. ... Моя философия в том, чтобы победить противника, используя одну-единственную технику - один завершающий удар.” Это еще одно часто и с удовольствием цитируемое практиками каратэ выражение. Вот только для того, чтобы ее понимать необходимо понимать, что Микио Яхара продукт так называемого «Университетского» Японского каратэ развивавшегося в отрыве от культуры Окинавы и более того, отрицавшего ее. Сам же Яхара Сэнсей сложился внутри общества, где самурайские принципы и дзен были образцом поведения и мироощущения. Таким образом высказывание Яхара Сэнсея является ярким примером того, что при разговоре о философии каратэ – необходимо четко понимать о каком каратэ, мы говорим. Японское каратэ – это яркий пример русской поговорки «свято место пусто не бывает». Взяв от Окинавского каратэ только внешнее и отказавшись от культуры и духа Окинавы Японские Сэнсеи попытались заполнить образовавшуюся пустоту привычными для них национальными ценностями, то есть все тем же Бусидо, замешанном на Дзен. С этой точки зрения высказывание Яхары – это классический коан на тему «Встретил Будду – убей Будду», где отрицание – это усиление и путь к пониманию. Фактически цитата Микио Яхара – это tribute «самурайского дзена» в его каратэ!