Морио Хигаонна Сэнсей любит повторять - «Ката Санчин очень простое с точки зрения внешнего рисунка и очень не простое с точки зрения внутреннего содержания и внутренней работы!»
Важно понимать, что САНЧИН - это абсолютная база, задача которой формирование фундаментальной структуры тела необходимой для реализации главного принципа каратэ - максимально эффективности с точки зрения управления телом в бою, что подразумевает достижение максимально разрушительного результата по отношению к противнику с собственными минимальными затратами.
САНЧИН - это ворота в стиль, открыв которые попадаешь в мир оптимальной биомеханики. Но открыть их крайне не просто. Для новичка, который знакомится с САНЧИН он становится настоящим испытанием.
Я выделяю несколько ступеней в освоении САНЧИН:
Первый и самый тяжелый. На этом этапе ученик знакомится с базовыми принципами объединения тела. Пока он экспериментирует с отдельными элементами этого контроля - у него появляется иллюзия понимания этой практики. Но затем от него требуют «собрать» пазл, состоящий из отдельных частей его тела, в единое целое. И вот здесь начинаются большие проблемы. Способ, которым он пытается удержать тотальный контроль - напряжение всех мышц. Помимо того, что это очень тяжело физически - у него еще нет уверенности в своей форме и как следствие умения сохранять внимание во всем теле одновременно. В результате оно, внимание, начинает «плавать». Исполнитель постоянно сталкивается с тем, что пока он корректировал ноги - потерял спину. И так далее. Это, в свою очередь, приводит к психологическому дискомфорту. Ощущению, что «ничего не получается!». Но это не только тяжелый, но и очень важный этап. В годзю рю считают, что единственный способ познать ДЗЮ это пройти этап ГО. Этот этап закаляет ученика как физически, так и с точки зрения характера. Готовит его к обязательным испытаниям, которые ожидают его на пути серьезной практики боевых искусств.
Второй этап - это ловушка! Исполнитель овладевает общим контролем так называемых «больших» параметров САНЧИН: позиция, прямая спина, базовая хореография. При этом по прежнему делает это за счет напряжения больших групп мышц. Это важный этап, поскольку является первым шагом в достижении настоящего контроля над телом. Его «ловушка» заключается в иллюзии, что этот первичный контроль и есть цель практики. Лучшим маркером этого этапа является тот факт, что несмотря на то, что САНЧИН уже не доставляет психологического дискомфорта, но по прежнему остается крайне «мучительным» упражнением!
Третий этап - это достижение того, что в китайском цюаньфа называют цзинь, а в окинавском каратэ - кокучи. Это этап, когда приходит телесное понимание возможности контроля тела в САНЧИН без мышечного усилия, а преимущественно за счет фасциального натяжения. На этом этапе САНЧИН перестает быть мучительным упражнением!
Четвертый этап самый важный. Форма САНЧИН и контроль тела с помощью кокучи на этом этапе становится естественной и при этом САНЧИН перестает быть «статичным»! Внешне ничего не меняется. Но исполнитель овладевает умением управлять внутренними натяжениями усиливая их по мере необходимости в одном направлении и при этом «поддерживая» это усилие в другом месте своего тела. При исполнении САНЧИН появляется устойчивое ощущение «волн», которые движутся внутри тела, а также абсолютной синергии дыхания и этих волнообразных процессов внутри тела.