Стереотипы каратэ или не только битьём единым!

Проводя ознакомительные семинары, посвященные технике Окинавского каратэ Годзю рю, я часто сталкиваюсь с искренним удивлением относительно того, что демонстрируемая картинка не совпадает с представлениями аудитории о том, как это самое каратэ должно выглядеть. 

В моем портфолио есть несколько подобных событий, организованных для ребят, которые профессионально занимались спортивными единоборствами: бокс, вольная борьба, джиу джитсу. Это был очень интересный опыт и в первую очередь потому, что в представлении этих людей каратэ – это совершенно определенная картинка, включающая в себя вот такие удары руками и ногами. Каскад специфических выведений из равновесия, бросков и несколько иной, нежели в распространенном представлении об этом боевом искусстве подход к ударам, передвижениям и комбинированию всех этих технических действий – всё это стало для них настоящим открытиям.

В этом нет ничего удивительного. Окинавское каратэ, по сравнению со своими японскими реинкарнациями – еще достаточно молодое направление для нашей страны. Представление о том, как должна выглядеть пустая рука складывалось под воздействием двух факторов: кино и активно рекламируемое, финансируемое и транслируемое спортивное каратэ. С кино все понятно – удар ногой с разворота в прыжке – это даже звучит «ярче» нежели выведение из равновенсия ))))

Что касается поединков по спортивным правилам, то наиболее известные их версии – это Киокусинкай и WKF. С Киокусином, с точки зрения его восприятия, случилась, на мой взгляд, очень интересная история. Эта школа каратэ оказалась настолько ярким явлением и в его раскрутку было вложено столько сил и средств, что на сегодняшний день «бренд» Киокусинкай существует как бы отдельно. 

Чаще, при упоминании каратэ, без дополнительных уточнений представляют узнаваемый рисунок «фехтовального» поединка, участники которого, работая на огромных скоростях, пытаются нанести друг другу единственный результативный удар используя минимальный набор внеударных техник.

Но как получилось, что боевое искусство, возникшее из одного корня, породило несколько направлений, даже визуально отличающихся друг от друга. Современное кумитэ в каратэ – это результат глобальных реформ Мастера Накаяма на базе наследия Сэнсея Фунакоси. Реформ невероятно талантливых, напрямую связанных с внесёнными изменениями в базовую технику и ката приведшими к появлению, фактически, нового направления в каратэ, которое в свою очередь привело к появлению того, что мы сегодня воспринимаем как картинку спортивного кумитэ.  Это стройная, мощная система, которая в том или ином виде оказала влияние на почти все школы Японского каратэ. Причиной появления этих реформ, на мой взгляд, стало то, что первой школой, попавшей на «большую землю» стала школа Окинавского каратэ Серин Рю. 

Как-то общаясь с Киохидэ Шиндзё Сэнсеем услышал от него такое утверждение: соберите на Окинаве мастеров уэчи рю и они будут долго спорить о трёх вариантах прочтения техники и рано или поздно договорятся, соберите мастеров Годзю рю и они будут ещё дольше спорить о 30 вариантах и рано или поздно договорятся, соберите представителей серин рю и можете забыть об этом собрании. 

Серин рю - самая старая из школ. К сожалению, в этом случае «старая» - это проблема. В первую очередь с точки зрения фрагментарности дошедшей системы. Именно эта фрагментарность стала причиной реформ Итосу, который как, несомненно, талантливый человек не мог смирится с провалами в методике и отсутствии системной цельности. Именно Итосу заложил в Серин рю саму идею реформаторства, которую развил Фунакоси. Накаяма продолжил эту деятельность и довёл ее до логического результата опираясь, в том числе на опыт исконно японских БИ. 

Но если вернуться на Окинаву и посмотреть на оставшиеся там нетронутыми школы Окинавского каратэ, то по техническому арсеналу взаимодействия с противником - это в значительнйо степени борьба в сочетании с ударами руками и ногами, как вспомогательными инструментами этого взаимодействия. При внимательном изучении оказывается, что техники Окинавского каратэ гораздо ближе к Японскому дзю дзюцу, нежели к современному Японскому каратэ.  

Например Годзю рю, которое я преподаю - это стройная и красивая система подготовки бойца, который умеет сочетать специфические техники выведения из равновесия с ударными воздействиями. Причём один из глобальных принципов ударного воздействия - удар это продолжение выведения из равновесия и подготовка к выведению из равновесия. Основной принцип защиты - создание и обработка точки контакта, что позволяет, в первую очередь, воздействовать на центр тяжести противника.