ГАМАКУ
Гамаку — в переводе с Учинагучи - это “талия”. В каратэ под этим подразумевается использование бёдер для создания источника стартовой энергии.
Закручивание бедер вверх и в себя позволяет, при помощи подвздошно - поясничной мышцы объединить все части тела в единую сжатую пружину, а учитывая то, что эта мышца, через фасциальную систему напрямую взаимодействует с диафрагмой – включить в движения дыхание.
Полная противоположность – использование гамаку с помощью прогиба поясницы. Такой способ чаще всего применяется при различных понижениях центра тяжести. Его цель, в отличии от первого варианта, полное расслабление не участвующих в стабилизации движения мышц тела для создания «реактивного» усилия «Таи отоси» (падения тела).
Третий способ использование гамаку – своего рода «гироскоп» управляющий центром тяжести «в моменте». С его помощью осуществляется энергосберегающий способ передвижения в поединке при котором движущей силой в меньшей степени являются мышцы тела и в большей гравитация.
На Окинаве говорят:
がまく」や 腰ぬ 上ぬ 横とぅるやいびーん。
Gamaku ya kushi nu ue nu yuku yaibiin.
Гамаку – это передняя и задняя часть талии
がまくぬ かじ うでぃじからや 沖縄技とぅ 組踊しーねーてーしちやん。
Gamaku nu kaji udijikara ya Uchinaadii tu wudui shiinuunee tee shichiyan.
Гамаку – это то, что очень важно для понимания боевых искусств и классического танца.
どぅまむいぬたみに、手やがまくんかいうさみり。
Тоумаму инэтамини чиягамакункаи учимири
Чтобы защитить себя привяжи кулаки к гамаку
ЧИНКУНЧИ
Чин – «жилы», сухожилия + Кунчи - состояние
Чинкунчи – это то, что нарабатывается только с помощью ката Санчин. Можно сказать, что это способность включать все тело в техническое действие. С одной стороны – это умение использовать тело как единую, слаженно работающую систему способную передать волну импульса из ног в точку удара, с другой стороны – это возможность с помощью натяжения сухожилий выстроить в моменте тело в единую структуру так, чтобы удар был подобен тарану, а не брошенному теннисному мячику, который отскакивает от цели.
На Окинаве говорят:
Chinkunchi kakiree 。
Используйте состояние жил и костей вместе
手でぃー ぬ いりーる 時ん、ちんくんち 早く 使ゆん。
Tiidii nu iriiru tochin, chinkunchi heeku chikayun.
В кулачном искусстве чинкучи проявляется в момент контакта с целью
鳥はとうい??から飛ぶ時に、羽の筋肉ではなくですが、 ちんくちでサッポートされています。
Когда птица летает на большие расстояния, она полагается не только на мышцы крыльев, но и на сочетание мышц, сухожилий и костей, работающих вместе. Это называется «чинкунчи».
АТИФА
Импульс, ударная волна
Атифа – это принцип передачи энергии противнику. Это момент проникновения в цель, когда на смену расслаблению, в моменте приходит кратковременное напряжение. Атифа это у c илие, которое находится на кончике хлыста в момент щелчка. Понятие Атифа не существует вне понятий гамаку и тинкути и является следствием правильной работы тела с этими принципами.
На Окинаве говорят:
Аракаки Анкичи (ученик Четоку Кьян, Серин), - «Атифа – это как куриный клюв лучше вялого бычьего хвоста».
あてぃふぁ んでぃ言しぇー、 相 手 んかい力移する
理 ぬあいびん。
Atifa ndi yishee, yeethi nkai chikarauchisuru kutuwari nu aibiin.
Атифа – это приницп передачи энергии противнику
初めー、ゆるっとぅっし、 相 手触いがやー触らんがやーんでぃちする 時 に、いふぃんでー触たる 所 んかい力まったきー出じゃしーねー、 相 手 衝撃 波なてぃ行ちゃびーん。
Hajimee yuruttusshi, yeeti saaigayaa saarangayaa ndhichisurutuchini, ifin deesaataru tukurunkai chikara mattakii 'nnjashiinee, yeetinkai shoogekihanati ichabiin.
Оставаясь расслабленным, а затем ненадолго напрягаясь в точке контакта, вы создаете разрушительную ударную волну, которая проходит через цель.
Atifa ndhi yishee, buki chikairukutun ainee, 'nnadhiisaanisurukutun aibiin.
Атифа – это то, что можно использовать и с помощью оружия и пустой рукой.
しったいてぃーさーじや やふぁら むぬぬぐとぅ、やしが早くうっちー ねー むちぬぐとぅし ちちゅん。
Shittai tiisaaji ya yafara munu nu gutu, yasashi ga heeku ucchii nee muchi nu gutu shi chichun.
Мокрое полотенце мягкое, но при резком движении оно может ударить как хлыст.
МУЧИМИ
Мучи – Аналог японского десерта Мочи, который делается из истолчённого в пасту лапкого риса
Ми – выглядеть
Мучими – выглядеть как липкий рис
В годзю рю каратэ мучими – это движение, которое на первом этапе выполняется с полным контролем мышц ног и тела и расслабленными мышцами рук. В этом состоянии конечности исполнителя, в любой момент, готовы к встрече с конечностями противника с целью создания точки контакта без потери скорости и контроля. На этапе воздействия на центр тяжести противника в движение включаются мышцы сгибатели руки. В финале движения синергичная работа мышц ног, корпуса и мышц сгибателей рук создает эффект сжатой пружины в следствии чего состояние мучими создает максимально оптимальные условия для расширения, развития короткого, импульсного удара и сброса накопленного усилия.
На Окинаве говорят
むちやむちみぬさんにんぬはっぱぬなかんちからちくいいびーん。
Muchi ya sannin nu happa muchimi nu kara chikuyiibiin.
Мучи сделаны из липкого риса, завернутого в листья дерева саннин.
Muchimi ten ya tii. Kuree ya yaibiin.
Рука мучими – это липкая рука, котор ая прилипает и удерживает.
うちげーしなみぬ中んかいや くわさしがあてぃ やふぁら むぬ ぬ あん.。 くりがむちみやいびーん。
Uchigeeshinami nu nakan kaiya kuwasashiga ati yafara munu nu an. Kuri ga muchi yaibiin.
Морская волна – это грубая сила облаченная в мягкую оболочку – это и есть мучими
唐技ちかやぬうちぬなかんかいや、むちみぬあん。
Toodii chikaya nu uchi nu nakan kaiya, muchi nu an.
В основе защиты и нападения мастера карате - мучими.
ТСИРУ НУ ТЯН ТЯН
チルノチャンチャン
Тсиру ну тян тян – это выработанное долгой и правильной практикой боевого искусства состояние особой эластичности мышц, которое позволяет мгновенно переходить от расслабления к взрыву и обратно к расслаблению. Фактически – это экстраординарная способность мышц к сокращению и расслаблению. Это состояние, при котором в теле всегда присутствует энергия для передвижения, атаки или защиты. Энергия, которая позволяет мгновенно переходить от одного технического действия к другому. Важно понимать, что, когда мы говорим о расслаблении – это состояние без потери внутреннего тонуса. Это состояние покоя, при котором угли энергии тлеют, а не погасли полностью и малейшее дуновение ветра способно раздуть пламя!
На Окинаве говорят:
«Интенсивность тренировок Тсёдзюна Мияги была такой, что он развил сверх ординарный тсиру ну тян тян. Некоторые люди утверждали, что, сидя с перекрещенными ногами, Мияги мог прыгнуть от пола без изменения своей позиции и приземлиться в стороне.» (Из книги Морио Хигаонна Сэнсея)
Тсиру ну тян тян – это тигр, который выглядит ленивыми расслабленным, а в следующий момент уже доедает лань, которую обманул его расслабленный вид.
НУЧУН
проколоть, идти насквозь
Нучун – это глубина проникновения удара. Это состояние при нанесении удара, когда противник не является его целью, а лишь препятствием на пути.
Нучун – является фактически условием для обретения нокаутирующего удара. Обязательным условием для понимания техники Нучун является так называемая ЯВАРАКИ КОНКОЦУ (мягкая лопатка) – не напряженные и не закрепощенные мышцы плечевого пояса, которые позволяют самому подвижному суставу в теле человека (плечевому) беспрепятственно передавать энергию от ног в бьющую руку по принципу хлыста. Принцип нучун является следствием правильной практики принципов гамаку, чинкунчи, атифа и тсиру но тян тян.
На Окинаве говорят:
沖縄口やれー、ぬちゅん や ぬきとうしぇー んでぃーさ。
Uchinaaguchi yaree, nuchun ya nukitoushee ndiisa.
В Учинаагучи «нучун» означает прокалывание или пробивание цели насквозь.
ШИШЭЭ.
Шишээ – это одновременное использование всех возможностей тела в сочетании с дыханием для формирования максимального усилия. Это объединяющее понятие для принципов гамаку, чинкунчи, атифа, нучун, тсиру ну тян тян и нучун.
Когда я объясняю ученикам что такое шишээ я приводу такой пример.
Представьте себе, что в человека бросили 30 килограммовым мешком с навозом и профессионально метнули 30 килограммовое, острозаточенное копье. В первом случае будет просто обидно, а во втором человек умрет. Хотя вес обоих предметов одинаковый. В этом суть каратэ. Мы учимся использовать тело настолько эффективно, чтобы оно было подобно острозаточенному копью.
На Окинаве говорят:
うきーる時ん、 いりーる時ん 胴ちかてぃ しーいよ。
Ukiiru tochin, iriiru tochin, dou chikati shiiyo.
В ударе и блоке используй все тело
МЕНОШИН ТАТТЭ
Стоять между глаз
Находится в центре управления своей волей и своими эмоциями.
Меношин таттэ можно описать как «боевая трансфомация психики», при котором достигается предельная фокусировка на цели, понимание оптимальных путей ее достижения и абсолютная готовность сделать все необходимое для получения максимального результата.
В последнее время популярным стало понятие «потока» - состояния предельной концентрации, погружения в свое дело, которое является источником как предельного КПД, так и максимального удовлетворения от своих действий.
Самой большой проблемой в теориях «потока» является поиск точек входа в это состояние и методов его распознавания и поддержания.
Школы боевых искусств, в момент их создания, ставили перед собой задачу, которая сама по себе требовала предельной концентрации, а именно выживание и победа в бою.
Благодаря тому, что создатели этих систем верили в неразрывную связь тела и духа -появилось понятие Меношин таттэ, по своей сути являющееся методикой обучения состоянию потока через совершенно конкретные триггеры тела!
На высоком уровне исполнения ката первая позиция йои - является воротами входа в состояние меношин таттэ, а вторая (конечная) помогает выйти из него.
На Окинаве говорят:
На Окинаве есть поговорка. Тот, кто не умеет обрести меношин таттэ - никогда не станет Мастером боя. Тот, кто не умеет выйти из него - безумен.
ЙАГИИ
Крик - стрела
Использование звуков, как источников определенных вибраций существует в азиатской культуре очень давно. Одними из первых подобных техник являлись
Ма́нтры (санскр. मन्त्र ) — набор звуков, имеющих резонансное (активирующих определенные зоны тела), психологическое и духовное воздействия.
Мантры являлись неотъемлемой частью древнейших духовных практик и оттуда пришли в традиционную медицину и школы боевых искусств.
Определенные виды крика используются почти во всех разновидностях азиатских способов ведения боя. Ещё одним источником этих техник считают подажание природе, а точнее поведению животных во время опасности.
«Тигриный рев может мгновенно ввести другое животное, и даже человека, в состояние временной каталепсии. Ученые исследовательского Института Зоологии в штате Северная Каролина обнаружили, что рев тигра воздействует на психику жертвы. Она впадает в состояние, сходное с параличом. И хотя эффект длятся считанные секунды, хищник успевает наброситься на жертву и убить ее.»
На Окинаве говорят:
Вот как описывает практику йагии Тсёдзюном Мияги Морио Хигаонна Сэнсей в своей книге «История Окинавского каратэ».
«Мияги любил северную Окинаву, гористую и изобилующую зеленью. Он посещал эти места, поднимался в горы, развивая ноги, и делал ката Сантсин в чистом горном воздухе. Мияги также отрабатывал свое йагии на берегу. В ненастную погоду, стоя лицом к морю и фокусируя силу на танден, он громко кричал, стараясь перекричать рёв шторма пока его горло не пересыхало. Анитси Мияги не раз говорил мне, что правильный йагии следует произносить как “и-а-и” и звук должен идти от танден.»
КУМИНКЕ
Жесткая постановка стопы на землю одновременно с финалом удара рукой. Позволяет создавать жесткую конструкцию тела в моменте, аккумулировать дополнительную вибрационную волну, усиливающую стартовую скорость удара, значительно усиливая глубину его воздействия. Техника куминке особенно ярко проявляется в ката: Сайфа, Курурунфа и Сейсан.
На Окинаве говорят:
Описание техники куминке в исполнении Канрио Хигаонна Сэнсея из книги Морио Хигаонна «История Окинавского каратэ».
«Анити Мияги часто вспоминал историю, рассказанную ему Тсёдзюном Мияги. Однажды, во время тренировки посвященной ката Сейсан юнному Мияги не давался элемент этого ката, в основе которого техника куминке. «Смотри», - сказал Канрио Сэнсей и с невероятной скоростью нанес удар ногой вперед, после чего буквально вонзил ногу в пол с одновременным мощным ударом кулаком. Раздался хруст.
”Матсю, завтра посмотри, что там случилось”, - попросил Хигаонна Сэнсей. На следующий̆ день, следуя инструкции учителя, он Мияги заглянул под пол и увидел сломанную опорную балку, которая делалась из очень прочного дерева, используемого на Окинаве для изготовления весел.»
МЕОТОДЭ
Рука мужа и жены
Самая сложная и при этом самая неожиданная эффективная боевая стратегия в Окинавской каратэ. Наиболее распространена в школе Годзю рю. Речь идет об одновременном использовании в бою обеих рук, но выполняющих разные задачи. Например, удар правой при одновременном блоке левой, сочетание захвата и удара или одновременное нанесение двух, но разных ударов в разные точки тела. Стратегия меотодэ – это сложно координированное движение, требующее долгой и серьёзной практики, в первую очередь ката годзю рю, где «рука мужа и жены» присутствует в подавляющем количестве техник. Меотодэ – это способ достигнуть максимального стратегического преимущества в моменте.
НУН ДИ
Атакующее действие на ультракороткой дистанции, сопровождающееся специфическим дыханием. При выполнении Нун ди абдоминальное дыхание задерживается на пике вдоха, при участии мышц пресса и спины. Этот момент совпадает с созданием максимального усилия в движении. Интересно, что, даже не зная ничего о нун ди мы интуитивно толкаем или поднимаем тяжелые грузы задерживая дыхание. Тоже самое происходит в момент неожиданного испуга. Мы задерживаем дыхание. Таким образом наше тело аккумулирует максимальную энергию для того, чтобы бежать или сражаться. Яркие примеры техники Нун ди встречаются в Годзю рю каратэ в ката Сэпай и Супаринпей (Печурин).
УЧЕ ХИЧЕ
На Окинаве любят говорить «каждое ката обладает собственным характером». Имеется ввиду то, что каждое ката является набором техник объединённых единой стратегий. Например, в годзю рю, ката Сейунчин – это способы выведения из равновесия с помощью воздействия на ключевые суставы (локти и колени), а ката Сайфа – использование передвижений для воздействия на центр тяжести противника с последующими атаками. И так далее. При этом, в рамках этих стратегий, в ката содержаться не только способы воздействия на оппонента, но и контрприемы, а также способы развития атак, в случае изменения боевой ситуации. Это и называется Уче Хиче.
КОКУТИ
Cостояние, при котором тело словно «стянуто» к центру танден. Оно обеспечивает наименее энергозатратный и при этом наиболее эффективный способ управления телом в бою. Является целью практики ката Сан чин.
МИЧИЧИ
ミチチ - Следить, контролировать взглядом
Техника «боевого взгляда». Речь идёт о возможности видеть противника всего и видеть начало его движений при этом контролируя пространство за границами непосредственного взаимодействия с данным, конкретным противником на случай взаимодействия с группой. Для этих целей рекомендуется использовать периферическое зрение. Существует два вида зрительного восприятия – центральное и периферическое. Центральное зрение обеспечивается центральной частью сетчатки, где находятся нервные клетки, колбочки, которые отвечают за четкость зрения и цветовое восприятие. За периферическое зрение отвечают нервные клетки сетчатки, палочки, которые позволяют человеку лучше ориентироваться в пространстве, лучше отслеживать движение и видеть при слабом освещении.
СОДИ – настоящее кулачное искусство
ИНАКАДИ – деревенское (примитивное) кулачное искусство
УДУИДИ – театральное (как танец) кулачное искусство
ЧУБА ФУУНА – притворятся сильным
НАИ ФУУНА – делать вид, что владеешь кулачным искусством не владея им
ОЭЭ - бой, поединок, схватка
ФЕЕСА – скорость
ЧИБАРИЁ - Аналог японского “гамбаттэ” – приложите максимум усилий, сделайте все возможное для достижения результата.
ЧУРАСА – красота
КУШИ – бёдра
КУКУРУ – мысленный взгляд, ментальное восприятие боя. Фактически речь идет о скорости реакций мозга на меняющуюся картину боя.
НА ОКИНАВЕ ГОВОРЯТ :
Mi naree, chichi naree.
目で見て、耳で聞って。
Учиться с помощью своих глаз и учится с помощью своих ушей
Мы учимся, когда смотрим и слушаем.
意地 ぬ 出らー 手ー 引き , 手ー ぬ 出らー 意地 ひき
Iji nu 'njiraa tii hiki, tii nu 'njiraa iji hiki
Никогда не сжимайте кулаки, когда вы испытываете гнев , когда ваши кулаки сжаты, чтобы ударить, оставайтесь спокойным.
Йикига ну кутубаа шуумун гаай!
мир мужчины – это его честь!
Учинаа нкаи менсоорээ!
Добро пожаловать на Окинаву!
Окинавский счёт:
一つ тиичи ティーチ
二つ таачи ターチ
三つ миичи ミーチ
四つ йуучи ユーチ
五つ ичичи イチチ
六つ муучи ムーチ
七つ наначи ナナチ
八つ йаачи ヤーチ
九つ кукунучи ククヌチ
十 тоо トォー
百 пъяку ピャク
千 син シン
万 ман マン
Китайское чтение
一 ии イー
二 аа アー
三 сан サン
四 суу スー
五 уу ウォー
六 ръё: リョウ
七 чии チー
八 паа パー
九 чё: チョウ
十 сии シィー
百 баку バク
千 чи チ